Существует ли грань между сном и реальностью? Предсказывают ли сны будущее или напоминают прошлое? Существует ли действительно реальность? Может быть часть людей просто хотят, чтобы сущесвовала реальность, а другие желают пребывать в мечтах?
Стоит ли просыпаться если хорошо в мечтах? Стоит ли засыпать если всё благополучно в реальности?
Граница между этими двумя понятиями настолько размыты что трудно определить пребываешь ли ты во сне или на яву.
В современном мире много завараживающих тем, но наверное, нет сферы более таинственной и малоизученной, чем сфера сновидения. Эта тема волновала лучшие умы человечества на протяжении всей его истории. Но только в нашу столь богатую трагедиями и конфликтами эпоху, она приобрела такое всеобъемлющее значение. Почему? Откуда взялось это “яростное” любопытство к этой проблематике?
На самом деле всё как будто-бы очень просто – сновидение, сон, этот столь пугающий и одновременно интригующий мир волшебного зазеркалья связан с самой экзистенцией человека, с наиболее глубинными пластами его духовного мира. С “лёгкой руки” З. Фрейда, сны стали восприниматься как вместилище неоднозначных знаков-символов, указывающих на специфические особенности психоментальной конституции личности. Столь модный ныне психоанализ прировнял сны к персонализированной мистификации и мифологии, творимых каждым человеком в соответствии со способностями его личной интеллектуальной интуиции и воображения. Сон воспринимается как энигматическая сфера смутных желаний, еле уловимых иррациональных порывов души, а также страхов, психических комплексов и скрытых аномалий, не проявленных ещё в жизни. Во сне мы часто позволяем себе то, что не можем совершить в реальной жизни.
Кроме этого, в глубоких измерениях сновидения спрятана страшная тайна потустороннего мира – тайна смерти как перехода в иную сверхчеловеческую Реальность. Недаром само сновидение называют маленькой смертью. Еще Сократ связывал рождение/смерть с явью/сном, говоря, что человек засыпая умирает, а просыпаясь вновь воскресает к новой жизни.
Но на самом ли деле всё так просто и ясно как кажется?
Ведь мы очень быстро приняли дуальность сна/бодрствования как нечто само собой разумеещееся, не потрудившись подвергнуть это положение критическому осмыслению. Так вот, если мы трезво поразмыслим о соотношении сна и реальности, то придём к удивительным выводам, которые были известны ещё древним индийским мудрецам, утверждающим:”Бодрствование – длительно, а сновидение – коротко; других различий между этими состоянияим нет!”
Но как это так, взбунтуется наш позитивистский разум, получается, что Мир, таким образом, ничем не лучше, чем сновидение? Но ведь Мир видится, чувствуется и ощущается нами столь разнообразными путями, как же он может быть нереальным?
Но высшая эзотерическая мудрость гласит, что мир сновидений реален, пока мы дремлем. В продолжении сновидения всё, что мы видим, чувствуем и переживаем в нём, является реальным. Например, мы можем увидеть во сне совершенно невозможное, скажем, дружескую встречу с умершим человеком. Как раз в этот момент мы можем усомниться в самом факте сновидения, сказав себе:”Разве он не умер?”, но почему-то наш ум примеряется со сновидением, и умерший человек кажется во сне живым. Потом после пробуждения, мы осознаём, что мы видели сон и встречались с умершим человеком. Но ведь весь разговор о нереальности сна возникает только сейчас, когда мы бодрствуем, а пока мы дремали, сновидение было совершенно единым целым, то есть если мы чувствовали во сне жажду, то иллюзиорное питье иллюзиорной же воды утоляло нашу иллюзиорную жажду. И всё это было реальным и не иллюзиорным для нас, пока мы не знали, что сам сон был иллюзией, т. е. пока мы не проснулись. Точно так же и мир бодрствования, где ощущения, которые мы сейчас испытываем, “хитро” согласуются между собой, чтобы дать нам полное впечатление реальности мира. Другими словами, нет противопоставления сна и бодрствования, а есть лишь различные степени Тотального Сна.
Неправда ли, довольно таки страшная истина. Ибо согласно ей, все мы пребываем в глобальном Космическом Сне Разума, который очень часто рождает психоментальных монстров и чудовищ, в изобилии представляемые нашему вниманию массовой культурой, шоу-бизнесом, средствами массовой информации и в особенности всеядным телевидением. И вновь, уже в который раз мы слышим обращённые к нам призывы Пророков:”Пробудитесь!”, “Не спите!”… Если ли у нас шанс проснуться? Или мы обречены на вечное странствие в океане гипнотических образов массовой культуры? Ведь сам факт осознания, что мы спим, уже может явиться нитью ведущей к Пробуждению…